Президент Sony Interactive Entertainment Джим Райан дал интервью изданию GamesIndustry.biz, в котором рассказал о реструктуризации компании, а также прокомментировал несколько вопросов, связанных с PlayStation 5.
Многие игроки и деятели индустрии были озадачены решением Sony пропустить все последние крупные игровые шоу и анонсировать свою новую систему без лишнего шума. Их также заставила понервничать и глобальная реструктуризация в рядах сотрудников подразделения PlayStation.
Долгие годы PlayStation состояла из трех обособленных частей: американского, европейского и японского отделений. Такой подход в некотором роде препятствовал эффективному бизнесу и иной раз усложнял ведение дел, но зато позволял применять уникальные и успешные подходы к самым разным рынкам.
Последние пару лет PlayStation медленно, но верно централизуется и превращается в одну единую организацию. Учитывая колоссальные успехи PlayStation 4, которая недавно преодолела отметку в 100 миллионов проданных систем, для некоторых было логично поставить под сомнения столь значительные перестановки в работе компании. Однако, по словам президента Джима Райана, инициативы, связанные с реструктуризацией, в первую очередь готовят бренд PlayStation к обозримому будущему и новым свершениям.
«100 миллионов — это большая цифра для любой платформы. Лишь второй раз мы достигаем подобных успехов. Поколение было очень хорошим, со многим мы справились наилучшим образом, наш бренд стал еще более узнаваемым и крепким. Здорово все обстоит и с эксклюзивным контентом, в этом аспекте мы выгодно отличаемся от конкурентов. Но что больше всего привлекает меня лично, так это сообщество игроков, которых смогли сплотить вокруг себя.
Есть пользователи, которые абсолютно захвачены, вовлечены и влюблены в PlayStation как никогда ранее. В следующем году наступает черед нового поколения, и одной из наших задач, вероятно, самой важной нашей задачей, является плавный переход наших фанатов от PlayStation 4 к PlayStation 5, причем в таких масштабах и темпах, с которыми раньше нам сталкиваться не приходилось», — объяснил он.
В беседе с журналистами Райан также упомянул об отзывах разработчиков и издателей. Они очень довольны работой с PlayStation 5 — говорят, что игры под нее делать проще и удобнее, чем под любую другую PlayStation.
«Что меня очень радует, так это отзывы разработчиков и издателей о том, насколько легко работать с PlayStation 5. Ни одна из наших предыдущих платформ, по их словам, не предлагала такой гибкости».
Райан абсолютно уверен в будущем PlayStation 5. Несмотря на скромное количество информации о новой консоли, еще много анонсов ждут игроков впереди, в том числе и анонсов игр, которые буквально «сделают PlayStation 5». Но одними играми дело не ограничивается. Президент убежден, что новые успехи бренда лежат в глобализации.
«Если мы хотим и дальше продолжать завоевывать игроков, то нам нужно воспользоваться возможностью развиваться глобально. Приведу пару примеров. Возьмем производство PlayStation 5, совокупность доступного функционала, разработки, имплементации различных функций. Сейчас все это намного проще организовать, чем в прошлом. Технические специалисты могут иметь прямой диалог друг с другом вместо работы трех различных регионов, где приходилось учитывать мнения людей разных должностных уровней и обязанностей, которые зачастую никак не соотносились, что приводило к бесчисленным спорам и невозможности принять конечное решение. Теперь у нас диалог один, по итогу которого мы приходим к согласию и приступаем к работе.
Второй момент — маркетинг. Наша первая крупная глобальная кампания была связана с запуском Marvel's Spider-Man. Игра отличная, безусловно. Но она также стала самой продаваемой игрой от внутренних студий PlayStation. Ее запуск был невероятным успехом по большей степени именно из-за великолепных глобальных усилий всей компании, а не работы региональных отделений. При этом я не принижаю заслуги этих самых отделений, просто в их случае они провели бы ту же самую работу, только три раза подряд».
Несмотря на переход к глобальному движению, Sony не забывает об определенных региональных предпочтениях.
«В Европе мы фокусируемся на FIFA, Америка предпочитает Fortnite, а Японии остается Final Fantasy VII. Но при этом вся наша работа все равно остается централизованной, и над компанией мы работаем вместе и сразу. Глобальный подход — это логичный, можно сказать даже необходимый шаг, который однозначно идет на пользу игровому сообществу».
Кроме того, теперь компания еще активнее фокусируется на развитии команд в разных странах европейского континента.
«История моей карьеры не является секретом, я возглавлял многие команды в Европе. И они по-прежнему продолжают работать, продолжают трудиться и их сотрудники, локальные менеджеры, невероятно талантливые, сильные, верные и профессиональные члены команды PlayStation. Однако признаюсь, что мы все же уделяли недостаточно времен и сил региональным офисам.
В крупных странах западной Европы сейчас мы делаем фокус на распространение цифрового контента через ритейл-сети. Это большая часть нашего бизнеса. C другой стороны, мы также инвестируем силы, время и деньги в новые, только развивающиеся рынки.
Если взять Восточную Европу, то и там мы собираем очень сильную команду PlayStation. Развитие идет в Болгарии, Румынии, Чехии и Венгрии. Туда на протяжении последних нескольких лет вливается масса средств».
Несколько лет назад Sony перенесла штаб-квартиру PlayStation из Японии в США, однако Райан подчеркивает, что реструктуризация игрового подразделения в глобальную компанию не означает «американизацию» или что-то еще. Sony хочет быть большим уникальным глобальным организмом.
«Да, мы становимся глобальной организацией. Но хочу сделать акцент, глобализация — это не вовсе не значит „американизация“ или наоборот. Изменения внутри компании никоим образом не значат, что она внезапно стала американской. Я сам, будучи родом из Великобритании, тому самое лучшее подтверждение».
Как часть крупной реструктуризации можно воспринимать и свежие новости о назначении Германа Хульста из европейской студии Guerrilla Games на роль руководителя PlayStation Worldwide Studios. При этом не стоит ждать, что новый директор изменит заложенный ранее курс и станет работать в направлении создания эксклюзивных проектов, заточенных под разные регионы. Нужды и запросы отдельных регионов будут отражаться в инди-разработках, за которые теперь отвечает Сюхей Ёсида. Сама Sony собирается сфокусироваться на выпуске крупных игр, способных понравиться всему миру.
«Сама суть AAA-проектов для PlayStation 4 и PlayStation 5 подразумевает, что мы не станем брать фокус исключительно на какую-либо отдельную страну. Ранее такое случалось — достаточно взглянуть на игру Invizimals, которая пользовалась большой популярностью в Испании. Здесь, как мне кажется, на помощь как раз придет новое назначение Сюхея Ёсиды, который теперь стал ближе к инди-сцене. Если мы будем достаточно гибкими и эффективными в работе, то как раз маленькие разработчики будут в силах создавать уникальные проекты, отражающие нужды и запросы отдельных регионов и рынков».
Райан отмечает, что постоянно меняющийся рынок самостоятельно подталкивает компании к своевременным изменениям, которые касаются самых разных аспектов игрового бизнеса — рекламы, распространения, производства и потребления игр. Облачные технологии — хороший пример развивающихся трендов.
«Облака — отличный пример. Если мы представим себе ближайшее будущее, в котором игровой контент создается и распространяется с учетом облаков, то логично предположить, что для эффективной работы вам потребуется соответствующая структура в вашей организации, которая как раз сможет поддерживать бизнес. Это касается всех, не только PlayStation.
Изменения всегда воспринимаются с опаской. Еще пять-шесть лет назад переход на цифровой контент многих пугал, но, как оказалось, увлеченные играми люди сегодня предельно рады произошедшей динамике».
Отдельный важный момент — это стриминговый сервис PlayStation Now, запущенный пять лет назад. Sony никогда не старалась его громко рекламировать, однако он продолжает набирать популярность. Недавно компания объявила о снижении цен на подписку, и с завидной периодичностью добавляет в сервис громкие хиты, вроде God of War. Все это, по словам Райана, оказалось выигрышной тактикой и позволило вырасти сервису на целых 50% всего за один месяц.
«К делу относимся очень серьезно. Снижаем цены, добавляем контент, усиливаем рекламу. С годами наш упор только увеличивается, и пусть для многих это незаметно, но сервис приносит нам огромную прибыль.
В дальнейшим он охватит еще больше регионов, чему могут поспособствовать новые дата-центры, размещенные по всей Европе».
При этом вопрос добавления в сервис проектов от внутренних студий всегда решается отдельно, и здесь Sony пока не намерена перенимать тактику Microsoft, которая сразу выпускает все свои новые игры в Xbox Game Pass.
«Все изменчиво, конечно. Но сейчас мы убеждены, что масштабы и размеры создаваемых нами игр более подходят к запуску в духе крупных медиа-событий. Так было с God of War и Spider-Man. Так же будет и с The Last of Us Part II в следующем году.
Сейчас наша позиция такова. Но она всегда может поменяться. Еще 12 месяцев назад к этому вопросу мы относились иначе. Важно понимать, что то, что из себя представляет PlayStation Now сегодня, вовсе не означает, что так сервис будет выглядеть завтра. Но сейчас мы хотим сопровождать выпуск наших невероятных игр соответствующими им по настроению праздником и размахом».
Также Райан высказался и на тему приобретения независимых студий, чем последнее время активно занимается Microsoft. Как известно, недавно Sony приняла в свои ряды команду Insomniac Games, с которой на протяжении долгих лет вела партнерские отношения.
«Да, мы внимательно смотрим на дальнейшие возможности по приобретении разработчиков, и смотрим очень пристально. Купить сегодня студию — это невероятно дорого. А для самих студий — невероятно выгодно. У нас есть все возможности, но нужно быть уверенными в своих будущих партнерах. Плюс невероятно долгие и скучные переговоры, которые в итоге все равно могут привести к тому, что ваши взаимные отношения обернутся полной катастрофой.
Нам необходимо чувствовать себя уверенно. Студия должна соответствовать нашему портфолио. С тех пор, как мы приобрели Guerrilla в 2005 году, мир сильно изменился. Ко всему нужно подходить ответственно».
Sony выпустит PlayStation 5 в конце 2020 года.